Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
Оснащенность образовательного процесса
Развивающая предметная среда представляет собой систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического, интеллектуального, художественного и духовного развития ребенка.
Окружающая предметная среда и жизненное пространство детей в АНО ДО «Детский сад № 12 «Калинка» обеспечивает безопасность деятельности ребенка, его эмоциональное и личностное развитие на уровне современных требований.
В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ создана безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая категории детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент обучающихся, в настоящее время организация укомплектована необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми и созданы условия для детей инвалидов и детей с особенностями здоровья.
Жизненное пространство построено с учетом возрастных особенностей детей, эмоционально насыщено и несет в себе оптимальную информационную направленность.
- В дошкольной организации имеются:
- Музыкальный / физкультурный зал - 1
- кабинет педагога-психолога - 1
- кабинет преподавателей - 1
- кабинет учителя-логопеда - 1
- методический кабинет - 1
- кабинет заведующего - 1
- спортивная площадка - 1
- пищеблок - 1
- прачечная - 1
- медицинский блок, включающий в себя медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор, санузел.
Сведения о наличии оборудованных групповых помещений
6 групповых помещений включают в себя светлые, просторные игровые комнаты оснащены необходимой удобной мебелью, которая соответствует антропометрическим показателям детей, современными техническими средствами обучения. Для успешной адаптации ребенка в современных условиях, развития его способностей, творчества и полноценной самореализации необходима гармоничная развивающая среда пребывания.
- В каждой группе созданы и оснащены различные зоны и уголки детской деятельности:
- познавательно - развивающий центр,
- познавательно - экологический центр,
- центр грамотности,
- центр творческой деятельности,
- центр строительно-конструктивных игр,
- центр художественно-продуктивной деятельности,
- центр сюжетно-ролевых, творческих и режиссерских игр,
- уголок по обучению правилам дорожного движения,
- физкультурный комплекс,
- «уголок тишины» (релаксации).
Оборудованные учебные кабинеты
В Организации оборудованы учебные кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкальный, спортивный залы, которые позволяют организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Имеется методический кабинет, в котором находится информационные ресурсы, методические и учебные материалы, оргтехника, материально-технические средства обеспечения образовательной деятельности. Кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога предназначены для проведения диагностических обследований, проведения подгрупповых и индивидуальных занятий.
Объекты для проведения практических занятий
Музыкальный зал предназначен для организации музыкальных занятий, праздников и развлечений, театрализованной деятельности. В нем созданы все необходимые условия для развития музыкальных и творческих способностей детей. Музыкальный зал оснащен музыкальным центром, фортепиано, мультимедийным проектором, стереосистемой.
Структурная организация помещений групп, материалы и оборудование позволяют педагогам эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного во всех возрастных группах.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания являются одним из важнейших элементов и компонентов воспитательно-образовательного процесса и учебно-материальной базы Организации.
- Педагогический персонал использует следующие средства обучения и воспитания:
- Печатные - разнообразные учебные пособия, книги, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т.д.
- Электронные образовательные ресурсы - презентациями.
- Аудиовизуальные обучающие средства - обучающие слайд-фильмы, видеофильмы, слайды и т.д.
- Наглядные – обучающие карты, плакаты, иллюстрации, разнообразные приборы, коллекции, аппараты, модели и т.п.
- Демонстрационные обучающие средства - муляжи, гербарии, модели предметов, информационные стенды и т.п.
- Разнообразные учебные приборы, такие как микроскоп, компас, пробирки, термометр и т.д.
- Средства обучения, представленные спортивным инвентарем и тренажерами (спортивные снаряды, гимнастическое оборудование, спортивные мячи и снаряды, и т.п.).
- Природные объекты.
Демонстрационный и раздаточный материал для обучения отвечает всем педагогическим и эстетическим нормам и представлен в достаточно количестве для организации образовательной работы с любым количеством детей.
Объекты спорта
Два спортивных зала оснащены гимнастической стенкой, детскими тренажерами, модулями для прыжков, подлезания, равновесия, матами для гимнастических и акробатических упражнений, мячами, мячами-прыгунами, баскетбольными стойками, нетрадиционным оборудованием и т.д.
Для физической активности детей на групповых участках имеется спортивное оборудование, выносной инвентарь. Для полноценного физического развития детей на территории детского сада оборудована спортивная площадка.
Доступ к информационным системам
В АНО ДО «Детский сад № 12 «Калинка» организован доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен образовательной программой. Специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями не имеется.
- Интерактивное оборудование с возможностью выхода в интернет:
- Количество компьютеров в методическом кабинете - 1 шт.
- Количество компьютеров в административном блоке - 3 шт.
- Мультимедийный фокусный проектор - 1 шт.
- Телевизоры - 6 шт.
- DVD приставки - 5 шт.
- Музыкальный цент - 5 шт.
- Вспомогательная оргтехника
- Многофункциональное устройство - 6 шт.
- Брошюратор - 1 шт.
- Ламинатор - 1 шт.
Оснащение территории организации
Территория организации по периметру ограждена забором высотой 2 м. Зона игровой территории включает в себя групповые площадки - индивидуальные для каждой группы. На площадках установлено стационарное игровое оборудование - малые архитектурные формы, соответствующие возрасту детей, песочницы.
В наличии спортивная площадка, на которой размещено спортивно-игровое оборудование. Игровое оборудование и постройки обеспечивают безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Соблюдаются правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Установлена автоматическая пожарная сигнализация, тревожная кнопка. В соответствии с требованиями СанПиН в полном объеме реализуется питьевой, тепловой и воздушный режим, о чем свидетельствуют акты надзорных организаций приемки организации к новому учебному году.
Сведения о наличии библиотеки
Библиотека детского сада расположена в методическом кабинете. Методическая литература размещена по разделам: «Физическое воспитание», «Нравственное воспитание», «Познавательное развитие», «Игровая деятельность» и т.д. Картотека, каталоги, тематические указатели представлены в электронном формате. Имеется библиотека детской художественной литературы, включающая произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ.
Помимо библиотеки в методическом кабинете каждая возрастная группа оснащена художественной и методической литературой, соответствующей возрасту детей каждой группы. В группах оформляются тематические читательские центры, где ребята могут самостоятельно знакомиться с книжками, рассматривать иллюстрации.
Организация и условия питания воспитанников
Важным фактором здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в воспитательно-образовательном процессе.
Правильное питание - это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Рациональное питание детей дошкольного возраста - необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о рациональном питании занимает одно из важнейших мест.
В детском саду питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы бракеражной комиссией и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации. Организация питьевого режима соответствует требованиям СанПиН.
Закупка и поставка продуктов питания осуществляются самостоятельно, путем заключения договоров с поставщиками, как за счет средств учредителя-собственника, так и за счет средств платы родителей (законных представителей) за содержание ребенка в детском саду. Особое внимание уделяется контролю за качеством и сроками реализации поставляемых продуктов: наличие сертификатов, соблюдение товарного качества, условий хранения.
Организация условий охраны и укрепления здоровья воспитанников
Системность деятельности по вопросам здоровьесбережения отражена в Основной образовательной программе АНО ДО «Детский сад № 12 «Калинка», Уставе. АНО ДО «Детский сад № 12 «Калинка» взаимодействует с органами здравоохранения, с территориальным Управлением Роспотребнадзора в г. Пятигорске, с ГИБДД, с Отделом государственного пожарного надзора (г. Пятигорске) по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни воспитанников.
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется старшей медицинской сестрой; врачом-педиатром, которая осуществляет контроль за здоровьем детей, дает направления к врачам узких специальностей, а также на прививки. Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей.
Медицинский персонал наряду с администрацией АНО ДО «Детский сад № 12 «Калинка» несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима, за организацию питания.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил. Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок. В организации имеется спортивный зал, спортивная площадка, с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется образовательная деятельность по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу.
Создание условий для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Организация укомплектована квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинский работник, инструктор по физической культуре.
При организации образовательной, игровой деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты.
В ДОУ функционирует ППК, организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПк обеспечено психолого-педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Доступная среда
Специально оборудованные учебные кабинеты
В Организации имеются:
- кабинет педагога-психолога
- кабинет учителя-логопеда.
Объекты для проведения практических занятий приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Помещений, приспособленных для проведения практических занятий с детьми инвалидами не предусмотрено.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут быть использован музыкально-физкультурные зал.
Библиотека приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В дошкольной организации специально оборудованной библиотеки не предусмотрено.
Объекты спорта приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В организации имеется музыкально-физкультурный зал площадью 99,4 метров квадратных. Физкультурная часть зала оснащена гимнастическими стенками, матами для гимнастических и акробатических упражнений, спортивными модулями для подлезания, мячами, мячами-прыгунами скакалками, обручами, баскетбольными стойками и т.д. Занятия проводятся для детей дошкольного возраста (с 2х до 7 лет).
На территории детского сада имеется спортивная площадка, которая используется в теплое время года для проведения физкультурных занятий, спортивных развлечений, массовых мероприятий.
Для осуществления задач физического воспитания в каждой группе имеется «Центр двигательной активности». В нем размещен спортивный инвентарь, картотеки подвижных и малоподвижных игр, спортивные игры, дидактический материал на спортивную тему.
На улице каждая группа имеет свой индивидуальный участок, на котором воспитанники удовлетворяют свои потребности в двигательной активности.
Специального оборудования и инвентаря для детей инвалидов и детей с ОВЗ не предусмотрено.
Средства обучения и воспитания приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основных программ дошкольного образования, как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Все пространство помещений предназначенных для детского контингента доступно детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Игрушки, дидактический материал, игры для поддержания и развития игровой деятельности располагаются в поле зрения и восприятия ребенка (по высоте — на расстоянии вытянутой руки ребенка). Это дает возможность ребенку, даже с ОВЗ самостоятельно подбирать необходимые для выбранной им деятельности предметы.
Беспрепятственный доступ в здания образовательной организации
Доступность среды для инвалидов и лиц с ОВЗ
Безбарьерная (или доступная) среда в широком смысле - это среда, которая создаёт легкие и безопасные условия для детей детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные условия питания
Специальных условий питания обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в организации не требуется, т.к. имеющиеся в ДОУ инвалиды и лица с ОВЗ не нуждаются в специальной диете. Прием пищи данной категорией детей осуществляется в общем порядке.
Специальные условия охраны здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (В ред. От 28.06.2014) «Об образовании в Российской федерации» в организации создаются условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
- оказание первичной медико-санитарной помощи
- организация питания обучающихся
- определение оптимальной учебной нагрузки, согласно СанПиН
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий
- пропаганда и обучение культурно-гигиеническим навыкам
- разработаны адаптированные программы.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационнымм сетям приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен образовательной программой организации.
Электронные образовательные ресурсы к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
Доступ к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Наличие специальных технических средств обучения не предусмотрено.
Информация об общежитиях, интернате
- зданий (помещений) общежития, интерната - НЕТ.
- жилых помещений, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - НЕТ.
Сурдопедагог
Сурдопедагог - педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными имплантантами.